Параметры инструментов
Разговор об обращении мастеров с инструментом и наши советы по сохранению и ремонту струнного инструмента стоит начать с вопроса, казалось бы, отдаленного: о свойствах отдельных типов корпуса струнного инструмента. Нужно предостеречь против бесперспективных попыток улучшать звучание инструмента, добиваясь несвойственного ему тембра или силы звука.
Такие попытки чаще всего связаны с изготовлением разных по высоте и весу подставок и с перестановкой душки. Большие надежды возлагаются на смену пружины.
Пружина и монтировка (то есть постановка подставки и душки в определенном соотношении с местоположением пружины и между собой), с учетом также высоты струн над грифом и угла перегиба струн на подставке, имеют, несомненно, огромное значение в качестве звучания инструмента, в использовании наиболее полно его акустических возможностей. Однако этим путем нельзя изменить характер звучания инструмента, нельзя и существенно усилить его.
Между тем перемены в монтировке увеличивают износ струнного инструмента. Свежеирирезанная подставка даже при наилучшей подгонке к деке все-таки давит на нее не всей плоскостью ножек, а только частью ее, то есть выдавливает в деке большие или меньшие вмятины. Еще серьезнее последствия, которые может причинить неумеренное экспериментирование с душкой. А скрипка сплошь и рядом не нуждалась в таких испытаниях: она не могла дать большего. Характер и сила звучания скрипки в огромной степени зависит от характера сводов.
Как оценивать свод того или иного типа? В наше время, в отличие от XVII—XVIII веков, мы можем подойти к этому вопросу на основе конкретных акустических закономерностей. Важнейшая из них та, что скрипка, удовлетворяющая современным требованиям силы и несущих свойств звучания в зале, тем лучше, чем больше в ней участков корпуса с колебаниями первого порядка. Идеальный случай — распространение резонансных колебаний первого порядка на всю деку. Теоретическое предположение, что свод с образующими кривыми параболического характера дает большие возможности приближения к этому идеальному типу резонанса дек, чем свод с элементами гиперболических образующих, подкрепляется историей струнного инструмента.
В 1960 году Майнель опубликовал в «Акустическом журнале» статью «О научных основаниях построения скрипки». Она, к сожалению, почти ничего не прибавляет к наблюдениям 1937 года и, повторяя суждение о средних толщинах дек, опять странным образом не сообщает, какие толщины мы должны считать средними, с каких границ начинаются толщины избыточные и недостаточные. Не приходится после этого удивляться, что работы акустиков совсем не касаются вопроса о принципах распределения толщин в деках разных школ скрипичных мастеров.
Обычно вопрос о толщинах дек в скрипке при выборе приобретаемого инструмента музыкант решает с двух точек зрения: по объективному акустическому результату в зале и по характеру отзывчивости инструмента, его соответствия исполнительской манере музыканта, особенностям его звукоизвлечения.
Есть скрипачи, которые меняют манеру звукоизвлечения применительно к особенностям любой скрипки, раскрывая все ее акустические возможности. К сожалению, малый топ музыканта по может компенсироваться никаким инструментом. Музыканты по этому поводу говорят: «Не надо Амати — надо уметь играти». Однако последнее — тоже полемическая крайность. Инструмент с толстыми деками в руках музыканта с большим тоном может дать красивую кантилену, по пассажи и особенно штриховая мелкая техника останутся слабозвучными и темброво поверхностными, сухими. Будучи неудовлетворенным своим инструментом, музыкант забывает не только то, что «надо уметь играти», но и своеобразное убеждение скрипачей — «пусть хуже, но по-старому»,— и начинает те монтировочные эксперименты, о которых мы говорили вначале.
Не получая результата от этих экспериментов, некоторые музыканты начинают искать мастера, который перестроил бы скрипку путем уменьшения толщины дек.
Просьба эта некоторыми мастерами выполняется. Но мастер должен понимать всю ответственность такой операции.
Знаменитый русский мастер XIX века И. Батов отказывался выполнять подобные просьбы музыкантов категорически: «Я живу, чтобы сохранять скрипки, а не для того, чтобы их портить». Но все-таки нередки случаи, когда инструменты незначительных мастеров и построенные с излишней осторожностью в выделке дек произведения больших мастеров перестраивались с утончением дек удачно. То есть мастера-корректоры были уверены в неизбежности операции для спасения инструментов и в своем искусстве.
Все сказанное здесь и должен иметь в виду скрипач, подыскивающий и покупающий себе инструмент, а также при попытках улучшить звучание своего инструмента монтировочными средствами.
На нашем сайте каждый мастер найдет себе полезную информацию по качественному и квалифицированному производству и ремонту музинструментов, с использованием, как классических, так и современных материалов, инструментов и технологических приемов. Информация, представленная на сайте может быть полезна, как начинающим мастерам, так и профессионалам своего дела.
Это интересно
Во многих регионах России нет профессиональных музыкальных мастеров, имеющих дипломы, тем не менее есть очень талантливые и высокопрофессиональные одаренные музыкальные мастера, самостоятельно обучившиеся этому сложному делу.