Можно ли ремонтировать самому
Цель данного сайта - дать музыкантам и начинающим мастерам знания для производственных и ремонтных работ. Он не дублирует руководства по ремонту смычковых инструментов, среди которых лучшим остается книга скрипичного мастера Н. Дубинина «Ремонт смычковых инструментов», ставшая библиографической редкостью. У пишущих о струнных инструментах укоренился рутинный прием предлагать описание операций без объяснения — «почему», по внешне зримой их картине.
Для многих ремонтных операций этого вполне достаточно. Однако для пружины, душки и подставки, вообще элементов, связанных с динамикой колебаний корпуса скрипки и движениями руки музыканта, нужен анализ исходной целесообразности метода и конструктивно-акустического значения результата. Только так можно доказать верность того или иного способа или параметра, что особенно важно и ввиду удивительных разноречий в практике и литературе по всем вопросам построения и монтировки скрипки, при отсутствии научной теории струнного инструмента.
Аналитическим подходом к освещаемым вопросам сохранения и монтировки скрипки автор практически осуществляет те методологические требования к литературе о струнных инструментах, которые он формулировал в своей работе «Скрипка и ее мастера в наши дни». Литература о струнных инструментах должна способствовать развитию конструкторского мышления работающего над смычковым инструментом. И тогда уменьшится количество инструментов, годами и десятилетиями остающихся в «больном» состоянии и так используемых, то есть идущих к гибели.
Несомненно, что метод аналитического подхода, связывающий приемы работы с акустическими задачами операций, должен быть применен и к описанию работ по ремонту смычковых инструментов. Многообразие повреждений, дефектов от износа и деформации корпуса скрипки требует от мастера, устраняющего их, по одной изобретательности, а и знания условий восстановления акустических свойств инструмента. Вдаваясь в область собственно ремонтных работ в разделах «Пружина» и «Требования к мастерам», автор осуществлял такой подход. Изложение этих вопросов доказывает, насколько было бы ценно руководство по реставрации как типология ремонтных работ над смычковыми инструментами с конструктивно-акустической точки зрения. Оно служило бы также разработке теории скрипки, которая исключила бы возможность таких ошибочных суждений и сведений в литературе, как приведенные на нашем сайте.
Предлагаемый методологический подход требует полного уяснения понятия «сохранение скрипки». Дело в том, что внешняя сохранность инструмента и сохранение звучания далеко не всегда совпадают, когда инструмент выходит из рук мастера-ремонтника.
Если монтировка — стадия завершения скрипки как инструмента, необходимая и для старых и для новых инструментом, то говоря о сохранении скрипки, мы имеем в виду исключительно старый инструменты. Понятие сохранения скрипки не сводится только к мршш лам ее хранения и обращения с ней. Важнейшей проблемой испит н сохранение звучания скрипки при ремонтных операциях.
В связи с этим подчеркнем одно важнейшее положение.
Оно в том, что настоящий, первоклассный мастер-ремонтник может сформироваться только из мастера, который сам изготавливает инструменты, только тогда он будет по-настоящему понимать значение двух важнейших акустических факторов в скрипке: настройки дек и качества лаковых покрытий. Акустическую роль и того и другого он должен уяснить на собственном опыте, через трудности и неудачи ощутить тончайшие зависимости акустического результата от малейших изменений в размерах, составах и технологии.
Представьте себе ремонтника, который выполняет футеровку или дублировку краев старинной скрипки, никогда не занимавшись до того настройкой дек. Влияние толщин дублирующих пластинок на настройку деки останется для такого мастера тайной, и звук инструмента может оказаться испорченным непоправимо.
На нашем сайте каждый мастер найдет себе полезную информацию по качественному и квалифицированному производству и ремонту музинструментов, с использованием, как классических, так и современных материалов, инструментов и технологических приемов. Информация, представленная на сайте может быть полезна, как начинающим мастерам, так и профессионалам своего дела.
Это интересно
- Предисловие
- Как стать мастером
- Параметры инструментов
- Секреты мастерства
- Можно ли ремонтировать самому
Во многих регионах России нет профессиональных музыкальных мастеров, имеющих дипломы, тем не менее есть очень талантливые и высокопрофессиональные одаренные музыкальные мастера, самостоятельно обучившиеся этому сложному делу.