Припасовка дек
Эти линии дадут точное воспроизведение изгиба внутренней поверхности деки в месте прижима пружины и позволят мастеру совершенно точно припасовать деку к месту приклейки.
Однако если бы мы припасовали деку, пользуясь направлением указанных двух линий, то пружина прилегла бы к деке без всякого натяжения последней и, следовательно, не была бы пружиной в точном смысле этого слова. Чтобы припасованную еловую пластинку превратить в настоящую пружину, нужно срезать с ее нижней стороны древесину так, чтобы концы ее отходили от деки с каждой стороны на несколько миллиметров.
Срез следует делать не очень близко к концам пружины, а так, чтобы с каждого конца на срез падало не менее 1/3 пружины, иначе она не будет надлежащим образом удовлетворять своему назначению.
После этого следует натереть мелом место приклейки пружины и прижать к этому месту пружину; точки, к которым пристал мел, следует выровнять рубаночком или напильником, делая это до тех пор, пока пружина не будет точно припасована к деке. Припасованную пружину следует срезать с краев до нужной длины, намазать клеем и прижать щипцами к деке так, чтобы концы пружины находились на равном расстоянии от краев последней.
Когда клей высохнет, пружину следует обработать рубаночком таким образом, чтобы она представляла некоторое подобие лука, наивысшая точка изгиба которого должна лежать на линии соединения зарубок. Концы пружины, чтобы не ослабить ее, следует не спускать на нет, а оставлять высотой: для скрипки и альта 3—4 мм, для виолончели и контрабаса — в 1,5 раза больше.
Пружину окончательно отделать шкуркой и придать ее спинке слегка закругленный (овальный) вид.
Иногда пружина, чтобы по линии ее приклеивания верхняя дека не давала трещин, накладывается несколько наискось к верхнему концу фуги. Это вполне допустимо и целёсообразно, но наклон должен быть очень незначителен, чтобы дека не перекашивалась.
Расстояние от деки крайних точек у концов пружин при срезах: для инструментов и альтов — 2,5—3 мм, для виолончелей и контрабасов — 4—5 мм.
На нашем сайте каждый мастер найдет себе полезную информацию по качественному и квалифицированному производству и ремонту музинструментов, с использованием, как классических, так и современных материалов, инструментов и технологических приемов. Информация, представленная на сайте может быть полезна, как начинающим мастерам, так и профессионалам своего дела.
Это интересно
Во многих регионах России нет профессиональных музыкальных мастеров, имеющих дипломы, тем не менее есть очень талантливые и высокопрофессиональные одаренные музыкальные мастера, самостоятельно обучившиеся этому сложному делу.