Подбор клея
Мездровый клей для закрывания скрипки должен, оставаться жидким некоторое время даже при комнатной температуре. Только тогда может быть гарантирована умеренная крепость приклея. Клеить горячим клеем значит не знать, пасколько превышена достаточная концентрация. Для приклея дна клей, который идет для деки, конечно, слаб. Кроме того, дно отделяют от боков в редких случаях, и при этом возможно применение большей силы, чем для деки, без ущерба для краев.
Выбор густого или жидкого клея характеризует также способ работы мастера при закрытии скрипки, то есть приклехюе деки па бока. Нужно считать, что способ выбирается сознательно. Каждый, даже начинающий скрипочник знает, что скрипку приходится время от времени вскрывать и, к сожалению, отнимать пе крепкое дно, а ранимую деку. Естественно предполагать, что мысль о возможно более жидком клее как условии сохранения деки ему в голову приходила. Если же он применяет густой клей, значит, он имеет определенную цель — прикрытие небрежной, недобросовестной или неумелой подгонки деки к краям. Места плохого прилегания густой клей маскирует и даже подтягивает при высыхании. А жидкий клей заставит работать тщательно, времени на подгонку уйдет в 10—15 раз больше, чем привык тратить деятель густого клея.
Наиболее характерный результат применения густого клея мне встретился в период завершения этой книжки, в скрипке Джованни Гранчино 1719 года, принадлежащей профессору II. Гутникову. При предыдущем вскрытии мастер, потерявший некоторые оторвавшиеся от краев деки щепочки, не потрудился их заменить вставками даже там, где провалы выходили наружу, за обечайки. Надо представить, с какой небрежностью подгонялась дека для приклея и сколько осталось потерянными щепок в краях деки за внутренним крабм обечаек, где порча не видна. И все это маскировалось толстыми слоями клея в местах плохого прилегания.
При этом весьма большое зло причинило применение точечного способа прижима деки к бокам при сборке. Точечные зажимы, то есть круглые струбцины или проволочные пружины, сами по себе, без соотношения с качеством клея, не обеспечивают хорошего прижатия деки к бокам. Участки под струбцинами могут оказаться не подогнанными вплотную, и тогда дека будет насильственно притянута к обечайкам, то есть перегнута через выпячивающиеся участки обечайки или неровности на собственном крае.
Тут-то и выполняет свою роль густой клей: только он сможет удержать насильственно притянутые участки, замажет места плохого прилегания и подтянет деку С достаточной прочностью. Разумеется, на горе скрипке и ее владельцу: при следующем вскрытии края деки будут волнистыми, не говоря о трудности отделения деки. Да и настоящего звучания инструмент с такой заклехшой иметь не будет.
Затем, при очередном вскрытии, помимо трудностей и порчи деки, вызванных густым клеем, мастера ожидают трудности, возникающие от порчи самого дерева точечным прижимом деки на приклее. На скрипке Джованни Гранчино точечное прижатие деки сопровождалось применением густого желатинового клея, который совершенно недопустимым образом намазывался не только на бока, но и на края деки. Распаренное от горячего клея дерево деки глубоко проминалось боками на всех участках, где нажим оказался особенно сильным. На тех участках, где выпирали неровности деки или боков, в края деки вдавились канавки. Это значит, что место склея оказалось прикрытым нависающим валиком дерева, который не давал вставить нож по линии приклея. Было бы излишним описывать те мытарства, на которые обречен мастер, снимающий деку закрытой таким образом струнного инструмента. Он ощущает, что натолкнулся на акт настоящего вредительства.
Неуместно применение густого клея также для приклейки накладки грифа.
Вывоз бытовых отходов компанией СВ-ГРУПП на утилизацию. Звони и оставляй заявку. . Узнайте прямо сейчас сколько действительна справка о несудимости и почему ее стоит заказывать у нас. Все скрипки рано или поздно нуждаются в поднятии грифа, который с годами опускается, вследствие чего струны оказываются непомерно высоко над грифом. Если одновременно не требуется смены пружины или ремонта и еще дело не дошло до необходимости переставлять самую шейку грифа в гнезде верхнего клоца, накладку просто отрывают, и под нее на шейку вклеивается клин нужного размера.
Накладку, приклеенную густым клеем, оторвать будет крайне трудно. Неосторожный мастер на этой операции может запросто сломать накладку или самую шейку. Особенно трудна будет эта операция, если в накладке не сделан желоб вдоль центральной части шейки. Шелоб позволяет, при желании, облегчить отделение накладки от шейки: налить в него воды, комбинируя это с обматыванием шейки сырой тряпкой. Но при густом клее и этот прием, даже при наличии желоба, не спасет мастера от необходимости повозиться, причем с изобретательностью и осторожностью. А зачем ставить в такое положение идущего вслед нашей работе? Накладку тоже надо приклеивать клеем менее чем средней концентрации и, конечно, не вязкими клеями, как желатиновый и осетровый.
На нашем сайте каждый мастер найдет себе полезную информацию по качественному и квалифицированному производству и ремонту музинструментов, с использованием, как классических, так и современных материалов, инструментов и технологических приемов. Информация, представленная на сайте может быть полезна, как начинающим мастерам, так и профессионалам своего дела.
Это интересно
Во многих регионах России нет профессиональных музыкальных мастеров, имеющих дипломы, тем не менее есть очень талантливые и высокопрофессиональные одаренные музыкальные мастера, самостоятельно обучившиеся этому сложному делу.