Роль пружины
Если придавать значение самостоятельной акустической роли пружины (помимо ее механически-опорной роли), то модель страдивариевской пружины («легкая» — назвали ее в западной литературе) наиболее соответствует этой конструктивной идее. Мы в этом случае как бы ищем те пограничные параметры, когда пружина еще достаточно жесткая, чтобы длительное время выполнять роль опорной балки, но уже достаточно гибкая, чтобы иметь функцию резонансного контура.
В XVIII веке был более распространен тип сечения а, а в конце XIX—XX веке — тип б. Но это не значит, что новшество акустически лучше старого типа. Весьма возможно, что оно появилось в поисках более легких приемов работы и упрощения формы пружины в период упадка мастерства и ускорения работы мастеров под влиянием конкурентной борьбы их с фабриками смычковых инструментов. Сечения в и г применяются в фабричных инструментах.
Старинное сечение а, как установлено нами на практике, позволяет филигранно оттачивать тембровые оттенки настройки, связанные с серебристым и задушевным характером звука инструментов и альтов. Но формование пружины при этом сечении приобретает характер скульптурной работы из-за сложности перехода от профиля а в середине к профилю б на концах пружины, что совершенно необходимо.
Для мастера, умеющего резать завиток головки и вырабатывать своды дек, это формование пружины сложности не представляет.
Трудность действительная будет заключаться в гармонической настройке концов пружины в соотношении их с тоном середины и общей настройке пружины согласованно с декой. Эту задачу нельзя научить разрешать книжным наставлением, ее можно только научиться разрешать путем ряда опытов, если их позволяет осуществить слух мастера. Сложнейшим и неисследованным остается вопрос о постановке пружины с натяжением. Многие мастера, не уяснив себе последствий того или иного способа натяжения пружины, отказываются от натяжения и ставят пружину, просто припасовывая к деке.
На нашем сайте каждый мастер найдет себе полезную информацию по качественному и квалифицированному производству и ремонту музинструментов, с использованием, как классических, так и современных материалов, инструментов и технологических приемов. Информация, представленная на сайте может быть полезна, как начинающим мастерам, так и профессионалам своего дела.
Это интересно
Во многих регионах России нет профессиональных музыкальных мастеров, имеющих дипломы, тем не менее есть очень талантливые и высокопрофессиональные одаренные музыкальные мастера, самостоятельно обучившиеся этому сложному делу.