Изготовление грифа
Огромное количество скрипачей — учащихся, студентов и оркестрантов — играет на скрипках и альтах с испорченными, потерявшими так называемое «седло» грифами. Сообщение, что накладка грифа должна иметь «седло», вызывает у них изумление.
Гриф для правильного, естественного и последовательно изменяющегося с повышением позиции расположения пальцев должен быть выстроган в продольном направлении с углублением -в середине. Поверхности, имеющие в одном направлении вогнутость, а в поперечном ему выпуклость, называются седловидными. Такую седловидную поверхность должен иметь правильно выделанный гриф (накладка).
Когда со временем струны от игры выбивают в грифе канавки, портящие звучание и интонацию, гриф прострагивают.
Чтобы седло сохранялось, выстрагивается не только та часть, где выбоины (1—3 позиции), но весь гриф до конца. Необходимо при этом выделать седловидную поверхность с большой точностью, обеспечивающей равномерность продольного углубления грифа для всех струн и геометрическую правильность линии углубления. Между тем многие мастера, в том числе старые, выстрагивают гриф без выделки седла. Иногда выстрагивается только место выбоин от струн, и, кое-как сгладив грубость перехода к неструганной части, мастер вручает музыканту вместо седловидного бугристый или горбатый гриф. В этом случае мы видим откровенную недобросовестность. В другом случае выделывается прямая продольная линия грифа. Это или от нежелания выполнять кропотливую работу по выделке «седла», или от незнания дела.
Музыкант может определить состояние грифа инструмента просто: нужно прижать струну к грифу с двух копцов — в полупозиции и на конце грифа. Глядя сбоку, мы видим на правильно выделанном грифе, что квинта отстает от грифа против пятки шейки на 1 — 1,5 мм, а бас на — 1,5—2 мм. Углубление должно образовываться плавно, не должно быть крутого спада от самого порожка. Игра квинтами должна быть естественной, без специального приспособления пальца.
На нашем сайте каждый мастер найдет себе полезную информацию по качественному и квалифицированному производству и ремонту музинструментов, с использованием, как классических, так и современных материалов, инструментов и технологических приемов. Информация, представленная на сайте может быть полезна, как начинающим мастерам, так и профессионалам своего дела.
Это интересно
Во многих регионах России нет профессиональных музыкальных мастеров, имеющих дипломы, тем не менее есть очень талантливые и высокопрофессиональные одаренные музыкальные мастера, самостоятельно обучившиеся этому сложному делу.