Ремонт прочих частей
При этом нужно обратить внимание на следующее: расстояние между струнами неодинаково и в значительной степени зависит от толщины пальцев музыканта, поэтому мастер должен считаться с интересами своего клиента и заранее условиться, каково должно быть расстояние между струнами. Если же ремонтируется инструмент, не принадлежащий какому-либо определенному лицу, то в таком случае следует исходить из ширины грифа, стараясь, чтобы крайние струны не пришлись слишком близко к краю.
С нижним (большим) порожком следует поступать таким же образом; нужно только обратить внимание на то, что грань порожка не должна быть острой, чтобы не перетиралась струна, на которой держится додгриф. Лучше всего, если порожек будет иметь в поперечном сечении вид срезанного снизу горбыля.
Ремонт подгрифка возможен только в двух случаях: если износилась или выпала подструнная поперечная пластинка и если нужно переменить струну, на которой держится подгрифок,
Первый случай слишком прост, и потому на нем нет нужды останавливаться. Что же касается смены привязки, то здесь надо иметь в виду следующее.
Для скрипки и альта лучше всего брать контрабасовую струну соль (самую тонкую), для виолончели и контрабаса — контрабасовую ля или ми.
Частичное и полное техническое освидетельствование лифтов. Ввиду того что струны вытягиваются, лучше всего употреблять для привязки старые, уже вытянувшиеся струны. Если же таких нет, то надо предварительно хорошенько вытянуть новые струны. Затем отрезать кусок нужной струны, взять канифоль, слегка расплавить его на спиртовой лампе и обмазать расплавленной канифолью один из концов отрезанной струны; после этого поднести конец к пламени спиртовой лампы и нагревать до тех пор, пока он не примет грибообразной формы, стараясь при этом не поджечь струны.
Когда грибообразное расширение готово, его следует несколько разбить мокрым пальцем и остудить. Затем надо обмотать ниткой конец струны около полученного расширения, чтобы получилась пробка достаточной величины, и продернуть струну в одно из предназначенных для нее нижних отверстий подгрифка, а другой конец — в другое отверстие так, чтобы образовалась петля. Чтобы нитяная обмотка не распустилась, ее следует покрыть лаком.
Установив точный размер петли (при этом подгрифок должен опираться на нижний порожек), отрезать лишний конец струны (оставив 8—10 мм), затем проделать со вторым концом струны то же, что с первым.
Пуговица должна плотно сидеть в своем отверстии, иначе она может выскочить под влиянием натяжения струн. Если пуговица тонка, ее следует заменить новой; если же замена почему-либо невозможна, пуговицу следует обернуть бумагой или вклеить в отверстие для пуговицы соответствующей толщины фанеру.
Поднятие грифа. Гриф иногда опускается очень низко над верхней декой в результате изменения наклона шейки. Чтобы исправить этот недостаток, можно изменить наклон шейки относительно корпуса инструмента или, сняв гриф, наклеить на шейку кленовую пластинку соответствующей длины и ширины и такой толщины, чтобы, спустив ее рубанком на нет по направлению к головке, можно было получить надлежащее положение грифа при приклеивании последнего. Того же можно достичь подклеив под гриф пластинку из черного дерева и спустив ее на нет к узкому концу грифа. Изменение наклона шейки связано с выемкой ее из гнезда верхнего клоца.
На нашем сайте каждый мастер найдет себе полезную информацию по качественному и квалифицированному производству и ремонту музинструментов, с использованием, как классических, так и современных материалов, инструментов и технологических приемов. Информация, представленная на сайте может быть полезна, как начинающим мастерам, так и профессионалам своего дела.
Это интересно
Во многих регионах России нет профессиональных музыкальных мастеров, имеющих дипломы, тем не менее есть очень талантливые и высокопрофессиональные одаренные музыкальные мастера, самостоятельно обучившиеся этому сложному делу.